Катарина Кляйн (Catharina Klein, 1861 - 1929) - Главная "Цветочница" Германии

Натюрморты Катарины Клайн

Птицы и бабочки Катарины Клайн

Розы Катарины Клайн 

Цветы Катарины Клайн


Катарина родилась в 1861 году в городке Прейсиш-Эйлау в Восточной Пруссии. Этот небольшой городок известен в истории, как место, возле которого в январе 1807 года во время русско-прусско-французской войны 1806—1807 годов состоялось трехдневное кровопролитное сражение русской армии с войсками Наполеона. В 1946 году Прейсиш-Эйлау вошел в состав СССР и был переименован в город Багратионовск Калининградской области.


На момент рождения художницы в городке проживало не более, чем 3500 жителей, которые занимались в основном сельским хозяйством. Поэтому исследователи убеждены, что интерес к цветам и фруктам возник у Катарины в детстве, поскольку она была хорошо знакома с сельской жизнью.



 Учеба 


Окончив гимназию в родном городе, Катарина уехала продолжать образование в Берлин. Она поступила в ремесленное училище, где усиленно занималась изучением живописи.
Учредителями ремесленных училищ (для нас понятнее название ПТУ) в Германии являлись общины и промышленные союзы. Училища делились на низшую и среднюю ступень. Первым таким заведением в Германии стала королевская высшая промышленная школа в Хемнице, основанная в 1836 году. В 1876 году правительство открыло около 15 промышленных училищ в главных городах страны. Важнейшим для ремесленника считался предмет — рисование, а при обучении рисованию главным считалась прикладная часть. Промышленные курсы для женщин обучают также рукоделию и художественно-промышленным работам.

Историки считают, что особенную пользу ремесленные училища оказали для развития ткацкого дела в Германии, поэтому, возможно, Кляйн училась в одном из ткацких училищ, где набивала руку на изображении цветов для гобеленов, вышивок и т.д.
Кроме училища Катарина посещала художественную студию для женщин, где изучала азы композиции, колорита, светотени.
Еще будучи студенткой, девушка экспонировала свои рисунки на различных выставках, и вскоре ее гуаши и акварели стали пользоваться популярностью среди немецкого дворянства.
Одна из картин Кляйн была выставлена на Международной Колумбийской выставке в Чикаго в 1893 году. Художнице тогда исполнилось уже 32 года.
Джо Трускот утверждает, что Кляйн писала картины и масляными красками. Исследуя немецкие аукционные торги, он нашел информацию о трех картинах Катарины, которые выставлялись на аукционы менее чем за тысячу долларов. Но изображения этих работ и более подробной информации нет.



 Королева «Post Cards»


 В 1890-х годах Катарина Кляйн становится одним из уважаемых и популярных художников, пишущих натюрморты. Вскоре ее называют самой известной «цветочницей» Германии.
Примечательно, что художница всегда писала свои натюрморты с натуры, и сама не подозревая того, «увековечила» на своих рисунках цветы, те же розы, и овощи, сорта которых сейчас уже не существуют. Поэтому некоторые работы Кляйн имеют ценность для исследователей-ботаников.
Кроме натюрмортов с цветами, овощами и фруктами, большим спросом и в то время и у коллекционеров всего мира пользовались рисунки с изображениями птиц (в основном, попугаев) бабочек и грибов.

Фото: Виды Прейсиш-Эйлау.

  

  Раритетной считается коллекция 26 букв алфавита, увитых цветами, кроме того, как пишут источники, только совсем недавно была найдена буква «Z». Уже в наше время алфавит Кляйн был переиздан крупнейшим издательством поздравительных открыток братьев Халл «Hallmark Cards» (до 1954 года издательство так и называлось «Братья Халл» (Hall Brothers)).
Catharina Klein Rhododendron twig with catkins (Рододендрон и ветка с сережками).
Catharina Klein Snowdrops in the glass (Подснежники в стакане).
В 1998 году издательство «Semicolon» опубликовало книгу Дона Барнарда «Катарина Кляйн: Каталог открыток», в которую вошли более 2250 изображений (другие источники называют количество работ – от 2300 до 2500), изданных 75 издательскими компаниями в разных странах Европы. Самые большие тиражи открыток с лучшими рисунками Кляйн выпустило издательство «Мейснер и Бух» (Meissner & Buch) в Лейпциге. Издательство использовало очень качественную бумагу и чернила, поэтому многие открытки, которым сейчас более ста лет, находятся в отличном состоянии.

 

Художница была «кормилицей» издательства, как пишут историки, его «звездой», поскольку открытки с рисунками Кляйн составляли 20 процентов от общего объема издаваемой продукции, к тому же, в издательстве «Мейснер и Бух» было напечатано около тысячи работ художницы, что составляет почти половину всего ее творческого наследия.

Кроме этого Кляйн сотрудничала с мюнхенским издательством братьев Иоганна и Иосифа Обпахеров «G. O. M.», несколькими швейцарскими фирмами и издательством Рафаэля Тюка в Лондоне. Отец и сын Тюки были немцами, их издательский бизнес стал процветать на берегах «туманного Альбиона» накануне первой мировой войны. Поэтому Адольф Тюк, чтобы не возникало проблем с работой, скрыл свое происхождение и убрал свое имя из названия издательства. Видимо, «благодаря» Адольфу Тюку, произошла и некоторая путаница с идентификацией картин и имени художницы. Обычно работы художницы имеют подпись «C.Klein», кстати, наличие подписи указывает на более ранние работы. Чтобы не было проблем с изданием рисунков немки Кляйн, Тюк во время первой мировой войны англизировал имя Катарина в Кэтрин, а кое-где имя даже ошибочно указывалось, как Кристина.

   

  Большая часть рисунков Кляйн для почтовых открыток, как утверждают историки, была написана художницей до 1906 года, когда обратная сторона открытки предназначалась только для адреса, а само сообщение писалось на лицевой стороне, где помещался рисунок.
Историки пишут о феноменальном мастерстве художницы, которая создавала проекты открыток, оставляя место для сообщений без ущерба художественной ценности рисунка.
После 1906 года открытки стали отсылаться в таком виде, как и сейчас, где на обороте поле было поделено для адреса и сообщения, а лицевая сторона не была «испорчена» почерком.
  
 

  Являясь очень плодовитой художницей, пользующейся спросом и популярностью, Катарина Кляйн, тем не менее, не была обласкана критиками, считавшими ее коммерческим художником, не имеющим отношения к «высокому искусству». Но даже при такой оценке стоит сказать, что художница занимала достойное место среди иллюстраторов, которыми являлись в основном мужчины. К тому же, художница зарабатывала себе на жизнь только своими работами, благодаря работоспособности и таланту.
В 1911 году Катарина опубликовала две небольшие книги-руководства, одна о том, как рисовать фрукты, а другую – о рисовании цветов. Есть сведения, что художница даже открыла в Берлине частную школу, в которой учила рисовать молодых женщин.
 

  В 1970 году журнал «The China Decorator» опубликовал книги Катарины Кляйн с ее рекомендациями по рисованию цветов и фруктов, с описанием советов о том, как и какие краски нужно использовать для достижения различных эффектов, например, для прозрачности ягод винограда.

Умерла Катарина Кляйн в Берлине в 1929 году.
В 1950 году был совершен бездумный акт вандализма с останками художницы. Поскольку родственников у художницы не было, представители государственных учреждений искусства, их точнее назвать - чиновники арт-истеблишмента, провели исследование могилы Кляйн. Принятое решение гласило, что могила, как и личность художницы не имеют «достаточно значительного значения» для истории искусства. Трускот в своем блоге с гневом воспрошает – Кто они? Кто это сделал?? Но в результате останки художницы выкопали и уничтожили, а в ее могилу захоронили другого человека (видимо, более «значимого» для искусства Германии или просто чиновника, хотя имя его, увы, неизвестно). 

  

Оригинальных картин художницы существует очень мало. Большинство работ сейчас можно увидеть только в виде почтовых открыток, календарей и рекламных плакатов, благодаря коллекционерам.

Все дело в том, что продавая рисунок издательствам, художница отдавала оригинал в производство, после чего работа хранилась в архивах издательства. Многие склады издательств в Лондоне, Берлине и Лейпциге были уничтожены при бомбежках во время второй мировой войны.
Конечно, некоторые оригинальные работы Кляйн разошлись по частным коллекциям, но многие до сих пор неидентифицированны или приписываются художнице, чему тоже есть причина.



После того, как работа художницы была оплачена, издатели могли использовать ее как угодно и часто, даже в обход автора, перепродавали другим издательствам, которые, в свою очередь, «творили» с покупкой все, что хотели – меняли дизайн, изменяли фон, делали изображение в технике тиснения или вообще использовали только увеличенную деталь оригинального изображения. Техника хромолитографии еще в конце XIX – начале ХХ века позволяла издателям делать своеобразные коллажи, например, взять инжир из одного рисунка и наложить его на кувшин, вырезанный из другого. Возникало новое произведение искусства, которое можно было продать, при этом, картина оставалась узнаваемой, как работа Катарины Кляйн. Исследователи и коллекционеры пишут об этом, поскольку иногда на открытках с работами 

Кляйн были обнаружены нарушения пропорций предметов и несоответствие светотеней.Поэтому работы, приписанные Кляйн, множились миллионами экземпляров, появляясь в книжных иллюстрациях, календарях, закладках и открытках, трафаретах на чайных чашках и вышивках на наволочках.Кляйн, как и большинство художников, подписывала свои работы в нижнем углу, но столкнувшись с такой практикой - «без меня - меня женили», она свою подпись стала ставить рядом с изображенными предметами, поскольку внизу рисунка автограф автора могли легко обрезать. Впрочем, это не помогало в борьбе с самозваными дизайнерами.


Заключение 


В ноябре 2011 года, исполнилось 150 лет со дня рождения художницы. Эту дату, кроме страстных филокартистов, никто никак не отметил. Своеобразный подарок для коллекционеров нашей страны к юбилею Катарины Кляйн сделал член Национального союза библиофилов Евгений Алексеевич Лебедев, который вместе с коллегами разместил в интернете своеобразный каталог открыток художницы (увы, без иллюстраций), которые были изданы издательствами «Meissner & Buch» и «G.О.M». Данные для этого каталога собирались из личных собраний, магазинов и интернета. Это, действительно, явилось хорошим подарком для наших филокартистов, поскольку до этого в нашей стране существовали только рукописные каталоги открыток замечательной художницы, которые нигде не издавались.


Комментариев нет:

Отправить комментарий